Полоса (шина) из цветных металлов
Неотъемлемым элементом системы энергоснабжения каждого современного предприятия являются различные токоведущие элементы. Одним из важнейших токопроводящих элементов считается шина из цветного металла, используемая преимущественно в контакторном оборудовании, силовых трансформаторах, различных преобразователях.
В большинстве случаев стандартная шина выглядит как длинный сплошной профиль прямоугольного сечения, востребованный исключительно в качестве проводника электротока между разделенными элементами электрических машин/аппаратов. Крепится шина посредством специальных изолирующих элементов, предупреждающих ее контакт с заземленными и не предназначенными для проведения тока частями конструкции.
Классификация шин из цветных металлов
Современная токопроводящая шина классифицируется согласно следующим характеристикам:
- Толщина. В различных электрических аппаратах/машинах применяется токоведущая шина толщиной 5-12,5 мм.
- Ширина. Встречаются данные электротехнические изделия шириной 20-120 мм. Совокупность параметров ширины/толщины определяют размер поперечного сечения шины и, соответственно, максимальное значение рабочего электротока.
- Материал изготовления. Сегодня, как правило, применяется шина токопроводящая, выполненная из алюминиевых либо медных сплавов. Алюминиевые изделия гораздо дешевле, обладают меньшей массой в сравнении с медными, но способны проводить электроток полуторакратно меньший, чем медные аналоги. Встречаются и комбинированные варианты исполнений токопроводящей шины — например, токоведущие участки исполняются из алюминия. А контактные — из меди, и наоборот. Медные изделия различают согласно степени твердости (мягкие, твердые, полутвердые).
- Типоисполнение. В различном электрооборудовании применяются следующие модификации медных шинных изделий:
- шина электротехническая. Бывает прессованной, полутвердой, отличающейся повышенной чистотой поверхности. Производится из сплавов медных М1-М3. Применяется, в основном, в качестве расходного материала при производстве разного рода компенсационных перемычек, в процессе монтажа всевозможного высоко- либо низковольтного электрооборудования (промышленного, бытового назначения). Зачастую электротехническая шина незаменима при сборке электрощитов распределительных, узлов электротехнических, служащих для подачи/перераспределения электроэнергии. Служит присоединяющим средством шинопроводов к трансформаторам и распредшкафам;
- шина луженая. Для того чтобы исключить течение процесса окисления медной поверхности на открытом воздухе, часто используют луженые вариации шин медных. Лужение шины предотвращает опасность возникновения так называемых наведенных токов (в контактных точках гальванопары — при присоединении к алюминиевым токоведущим элементам электрооборудования). Исключена также вероятность возникновения электродуги в результате окисления контактов. Производится твердой, мягкой, полутвердой из медного сплава М1. В качестве покрытия применяются оловянно-свинцовые, оловянно-висмутовые мягкие составы. Отличительные особенности луженой медной шины — долговечный, неокисляющийся контакт, повышенная устойчивость к влияниям почвенной/атмосферной влаги, высочайшая электропроводность и динамическая стойкость;
- шина изолированная. Медная шина изолированного типоисполнения применяется во всевозможном высоковольтном/низковольтном электрооборудовании. Состоит из стандартной шины медной и токоизолирующего поливинилхлоридного покрытия. Наиболее часто применима в малогабаритных электроконструкциях, требующих электрокомпенсации: в электрощитах, в качестве присоединительного элемента электроаппаратов (автовыключателей, переключателей и иных), трансформаторов, шинных переходов. Слой ПВХ-изоляции дополнительно способствует уменьшению интенсивности окислительных процессов, что весьма благоприятно сказывается на работоспособности, долговечности изделия;
- шина плетеная. Изготовленная из множества тонких проволок медных, шина плетеная обладает идеальными показателями гибкости. В качестве материала изготовления применяется исключительно высококачественная медь электротехническая (чистотой не менее 99 процентов) марок М1-М3. Является незаменимым токоведущим элементом электрооборудования, функционирующего при постоянных вибрационно-деформационных воздействиях. Позволяет легкую реализацию параллельного метода подключения;
- шина медная перфорированная. Используется, в основном, при производстве срочных ремонтно-монтажных работ при сборке электротехнических щитов, оборудования. Часто применяется в качестве заземляющих шин, элементов молниеотводов.
Достоинства медных шин
Все медные электротехнические изделия признаны надежными, долговечными, сохраняющими работоспособность при граничных (от –200 до +250 градусов) температурах токоведущими элементами. Набор физико-химических качеств меди включает в себя следующие достоинства: высокую электро- и теплопроводность, прекрасные антикоррозионные качества, высокую сопротивляемость механическому износу.
Шина медная очень пластична, легко подвергается разнообразным методам металлообработки (резке, сверлению, пайке, сварке), очень проста в монтаже и абсолютно безвредна, гипоаллергенна. Немаловажное достоинство любых медных изделий — способность к стопроцентной утилизации, переработке. Производится шина медная из слитков прессованных, катанки медной.
Применение
Широко востребована шина медная в промышленном производстве, в быту. Изготавливают из нее плоские токопроводы, шинопроводы — токоведущие элементы электротехнических распредустройств, электрических цепей. Шина медная, изготовленная по бескислородной технологии, широко используется в космической технике, атомной энергетике, в вакуумных устройствах, линейных ускорителях и других электротехнических изделиях.